СПбГБУК «Централизованная библиотечная система Курортного района»

 
 
 
 
Вы здесь: Главная Наши библиотеки Филиал №3 Ускользающая красота
Пятница, 24.11.2017
 
 

Ускользающая красота

И господин и дама — тот
имеют облик, чье решенье —
труды истории, итог,
триумф ее и завершенье.

Б. Ахмадулина

Бывают утраты, которые саднят долго-долго после ухода человека. Казалось бы, проходит время, а рана не заживает, зияет по-прежнему... Вот это ощущение не оставляет с уходом Беллы Ахмадулиной, Прекрасной Дамы русской поэзии. Её восхитительный облик, неповторимые интонации голоса, её стихи и проза составляли такое гармоническое единство, какое согласуется только с личностью классического масштаба. Даже ее загадочность и двойственность, о которых вспоминают близко знавшие ее люди, вписываются для меня в это определение. Она была «иная», сознававшая свое инобытие и с ним соглашавшаяся.

Вдруг новое явилось существо.
Но явно: то — другая разновидность,
движенье двух конечностей его
приблизилось ко мне, остановилось.

Спугнувший горб и перепонки лап,
пришелец сам подавлен и растерян.
Непостижимый первобытный взгляд
страшит его среди сырых расщелин.

Пришлось гасить сверканье чешуи,
сменить обличье, утаить породу,
и тьмы времен прожить для чепухи —
раскланяться и побранить погоду.

Ознобно ждать, чтобы чужак ушел,
в беседе задыхаться подневольной,
вернуться в дом: прыжок, прыжок, прыжок —
и вновь предаться думе земноводной.

Эта пространная цитата из стихотворения «Гряда камней», написанного в поселке Репино в 1985 году. Белла Ахмадулина жила в Доме творчества композиторов неоднократно, и Карельский перешеек обязан ей дивными циклами стихов. Ахмадулина москвичка, но странным образом тонкая поэтичность ее облика и творчества рифмуется с Петербургом, который она любила, писала о нем («но возвращался, как домой, // в простор меж небом и Невой») и в котором часто бывала. Она говорила, что ее «влечет старинный слог». Город, ставший мифом России, пронизанный классической культурой, возможно, подпитывал ее творчество больше, чем динамичная современная Москва. И побережье Финского залива, окраина империи, северная туманная красота этих прохладных мест возбуждали ее воображение.

Выступление Беллы Ахмадулиной на Ахматовском празднике

Выступление Беллы Ахмадулиной на Ахматовском празднике. Фото Марины Ларионовой. 2008 г.

В апреле этого года Белле Ахмадулиной исполнилось бы 75 лет. Она ушла, сохранив свою изысканную красоту и неповторимый голос. Об этом вспоминали 10 апреля на вечере памяти поэта в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Зал был переполнен, мест не хватало. Вел вечер муж Ахмадулиной художник Борис Мессерер. Вспоминали о ней многие с любовью и печалью. Среди выступавших были Андрей Битов и Александр Кушнер, Леонид Десятников и Жанна Андреева. Прозвучал вокальный цикл Микаэла Таривердиева на стихи Ахмадулиной в исполнении Юлии Корпачевой (сопрано) и Алексея Гориболя (фортепиано). А.Гориболь, лично много лет знавший и любивший Ахмадулину, исполнил в ее память чудесную пьесу Эдварда Грига «Одинокий странник». Стихи Ахмадулиной читали артисты Леонид Мозговой, Ксения Раппопорт, Полина Толстун. Чтение было прекрасным, но ничто пока не может заменить уникальный голос и манеру самой Беллы Ахмадулиной. Когда зазвучал с экрана ее голос, чарующий и странный, то хотелось только снова и снова слушать ее саму. И я вспомнила, когда слышала этот голос в последний раз.

Борис Мессерер, Белла Ахмадулина, Валерий Попов

Борис Мессерер, Белла Ахмадулина, Валерий Попов. Фото Марины Ларионовой 2008 г.

В 2008 году Белла Ахатовна участвовала в Ахматовском празднике в поселке Комарово. Сохранились фотографии, где мы видим ее такой прекрасной, такой живой! Мы знали, что она была уже серьезно больна, на сцену поднималась с трудом, ей помогали. Возникло опасение — как она будет читать стихи в таком состоянии? Никакой книги в ее руках не было. И вот она начала читать наизусть стихи, посвященные Ахматовой и этим местам. Вытянувшись в струну, запрокинув голову, своим нежным поющим голосом она читала, ни разу не сбившись, так, словно груз лет оставил ее. Это было потрясение. Мне приходилось бывать на ее вечерах, видеть и слышать ее на протяжении тридцати лет. И я увидела в этот раз, как на сцене человека заменяет его гений, как слабая оболочка молодеет и наполняется какой-то иной силой и торжествует над немощью. Потом мы зашли в «Ахматовскую будку», где Белла Ахатовна отдыхала после чтения, чтобы поблагодарить ее и взять автографы для библиотеки. На нас смотрели яркие темные глаза, очень живые и блестящие, а она в это время уже плохо видела и подписывала книги с помощью направляющей руки. От нее исходило ощущение красоты и значительности, большого обаяния, но, глядя на нее, утомленную, расслабленную, невозможно было поверить, что еще несколько минут назад она с такой властной силой читала стихи и выглядела совсем молодой. Этот вечер навсегда оставил мне ее неповторимый образ и загадку ее гения, над которым она сама размышляла в стихотворении «Гряда камней»:

Воздвигнув на заглавном валуне
свой штрих непрочный над пустыней бледной,
я думаю: на память обо мне
останется мой камень заповедный.

Комаровский некрополь. У могилы Анны Ахматовой

Комаровский некрополь. У могилы Анны Ахматовой. Фото Марины Ларионовой. 2008 г.

Эту гряду камней, воспетую поэтом, мы можем видеть, гуляя по побережью залива напротив Дома творчества композиторов в Репино. Дача, о которой она писала в стихотворении «Дом с башней», к счастью, сохранилась (ее недавно бережно перебрали и восстановили, показав пример того, как можно обращаться с деревянными памятниками прошлого), сохранились фотографии, видеопленки с ее интервью на побережье, живы люди, знавшие Беллу Ахмадулину. Ее поэзия перекинула мост от традиции русской поэзии 19-го века в век 21-й, осуществляя связь времен и одухотворяя нашу жизнь счастливой способностью видеть великое в малом. Под ее пером оживала память о прошлом и утверждались главные ценности благородного существования:

Я знаю истину простую:
любить — вот верный путь к тому,
чтоб человечество вплотную
приблизить к сердцу и уму.

Всегда быть не хитрей, чем дети,
не злей, чем дерево в саду,
благословляя жизнь на свете
заботливей, чем жизнь свою.

Комаровский автограф

Комаровский автограф. Фото Марины Ларионовой. 2008 г.

Будем же навечно благодарны за это Белле Ахатовне Ахмадулиной.

Ирина Снеговая